В этом уроке:

- используем Audio Focus

 

Наверняка вы замечали, что при прослушивании музыки, если срабатывает уведомление, то на время звучания уведомления звук музыки или прерывается или становится тише. Это можно реализовать с помощью аудио-фокуса.

Попробую сначала объяснить схему движения фокуса на словах. Если рассматривать пример музыки и уведомления, то пусть музыку играет некое приложение_1, а уведомления выдает некое приложение_2. Приложение_1, когда начинает воспроизведение, запрашивает аудио-фокус, получает его и играет музыку. Далее приходит смс или письмо, и приложение_2 хочет воспроизвести звук уведомления. Оно также запрашивает аудио-фокус и получает его. Но при этом система видит, что фокус сейчас у приложения_1. Система сообщает приложению_1, что фокус оно пока что потеряло.  Звук уведомления воспроизводится, приложение_2 отдает фокус, а приложению_1 сообщают, что фокус снова его. Когда приложение_1 заканчивает играть музыку, оно отдает фокус. Т.е. приложение должно не только запрашивать фокус при необходимости, но и явно отдавать его, когда он более не нужен. Для этого есть специальные методы, мы их рассмотрим дальше.

Тут еще важно понимать, что эти сообщения от системы к приложениям о том, что фокус потерян/восстановлен являются просто уведомительными. И разработчик приложения сам решает, как он будет это обрабатывать: проигнорит, убавит звук или приостановит воспроизведение. Например, я протестировал два плеера на своем планшете. На одном включил музыку и свернул его, музыка продолжала играть в фоне. В другом плеере я запустил просмотр фильма. В результате я слышал и фильм и музыку. Аудио-фокус позволяет избежать этого.

Можно провести аналогию с человеком. Допустим, какой-то человек громко говорит. Его просят говорить потише, а еще лучше совсем заткнуться, т.к. он мешает остальным и вообще достал, и все хотят послушать другого человека. Вот это и есть потеря аудио-фокуса первым человеком. Но ведь это вовсе не означает, что этот человек тут же замолчит. Ему просто поступило уведомление, что другой человек хочет говорить. И первый человек поступает так, как считает нужным: либо продолжает громко говорить, либо будет говорить потише, либо замолчит. Это остается на его усмотрение, особенно если он наглый, сильный или быстро бегает )

 

Напишем приложение, в котором реализуем пример с музыкой и звуком. При нажатии на одну кнопку будем запускать проигрывание музыки, а при нажатии на другую – воспроизводить короткий звук. И привяжем к этой схеме аудио-фокус.

 

Создадим проект:

Project name: P1281_AudioFocus
Build Target: Android 2.3.3
Application name: AudioFocus
Package name: ru.startandroid.develop.p1281audiofocus
Create Activity: MainActivity

 

Добавим строки в strings.xml:

<string name="music">Music</string>
<string name="sound_gain">Sound G</string>
<string name="sound_gain_transient">Sound GT</string>
<string name="sound_gain_transient_duck">Sound GTD</string>

 

layout-файл main.xml:

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<RelativeLayout
	xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
	xmlns:tools="http://schemas.android.com/tools"
	android:layout_width="match_parent"
	android:layout_height="match_parent"
	tools:context=".MainActivity">
	<Button
		android:id="@+id/btnPlayMusic"
		android:layout_width="wrap_content"
		android:layout_height="wrap_content"
		android:layout_alignParentLeft="true"
		android:layout_alignParentTop="true"
		android:onClick="onClickMusic"
		android:text="@string/music">
	</Button>
	<Button
		android:id="@+id/btnPlaySoundG"
		android:layout_width="wrap_content"
		android:layout_height="wrap_content"
		android:layout_alignParentLeft="true"
		android:layout_below="@+id/btnPlayMusic"
		android:onClick="onClickSound"
		android:text="@string/sound_gain">
	</Button>
	<Button
		android:id="@+id/btnPlaySoundGT"
		android:layout_width="wrap_content"
		android:layout_height="wrap_content"
		android:layout_alignBaseline="@id/btnPlaySoundG"
		android:layout_toRightOf="@id/btnPlaySoundG"
		android:onClick="onClickSound"
		android:text="@string/sound_gain_transient">
	</Button>
	<Button
		android:id="@+id/btnPlaySoundGTD"
		android:layout_width="wrap_content"
		android:layout_height="wrap_content"
		android:layout_alignBaseline="@id/btnPlaySoundG"
		android:layout_toRightOf="@id/btnPlaySoundGT"
		android:onClick="onClickSound"
		android:text="@string/sound_gain_transient_duck">
	</Button>
</RelativeLayout>

Кнопка Music будет запускать музыку, а три другие кнопки – звук. Их три, потому что есть три разных типа фокуса, которые может запросить приложение. Мы протестируем все три.

В папку mnt/sdcard/Music/ поместите какой-нить файл с именем music.mp3. Например, его можно взять здесь. В папку res/raw поместите файл explosion.mp3, например отсюда.

 

MainActivity.java:

package ru.startandroid.develop.p1281audiofocus;

import java.io.IOException;

import android.app.Activity;
import android.content.Context;
import android.media.AudioManager;
import android.media.AudioManager.OnAudioFocusChangeListener;
import android.media.MediaPlayer;
import android.media.MediaPlayer.OnCompletionListener;
import android.os.Bundle;
import android.util.Log;
import android.view.View;

public class MainActivity extends Activity implements OnCompletionListener {

  final static String LOG_TAG = "myLogs";

  AudioManager audioManager;

  AFListener afListenerMusic;
  AFListener afListenerSound;

  MediaPlayer mpMusic;
  MediaPlayer mpSound;

  @Override
  protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
    super.onCreate(savedInstanceState);
    setContentView(R.layout.main);
    audioManager = (AudioManager) getSystemService(Context.AUDIO_SERVICE);
  }

  public void onClickMusic(View view) {
    mpMusic = new MediaPlayer();
    try {
      mpMusic.setDataSource("mnt/sdcard/Music/music.mp3");
      mpMusic.prepare();
    } catch (IOException e) {
      e.printStackTrace();
    }
    mpMusic.setOnCompletionListener(this);

    afListenerMusic = new AFListener(mpMusic, "Music");
    int requestResult = audioManager.requestAudioFocus(afListenerMusic,
        AudioManager.STREAM_MUSIC, AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN);
    Log.d(LOG_TAG, "Music request focus, result: " + requestResult);

    mpMusic.start();
  }

  public void onClickSound(View view) {
    int durationHint = AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN;
    switch (view.getId()) {
    case R.id.btnPlaySoundG:
      durationHint = AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN;
      break;
    case R.id.btnPlaySoundGT:
      durationHint = AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT;
      break;
    case R.id.btnPlaySoundGTD:
      durationHint = AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT_MAY_DUCK;
      break;
    }

    mpSound = MediaPlayer.create(this, R.raw.explosion);
    mpSound.setOnCompletionListener(this);

    afListenerSound = new AFListener(mpSound, "Sound");
    int requestResult = audioManager.requestAudioFocus(afListenerSound,
        AudioManager.STREAM_MUSIC, durationHint);
    Log.d(LOG_TAG, "Sound request focus, result: " + requestResult);

    mpSound.start();

  }

  @Override
  public void onCompletion(MediaPlayer mp) {
    if (mp == mpMusic) {
      Log.d(LOG_TAG, "Music: abandon focus");
      audioManager.abandonAudioFocus(afListenerMusic);
    } else if (mp == mpSound) {
      Log.d(LOG_TAG, "Sound: abandon focus");
      audioManager.abandonAudioFocus(afListenerSound);
    }
  }

  @Override
  protected void onDestroy() {
    super.onDestroy();
    if (mpMusic != null)
      mpMusic.release();
    if (mpSound != null)
      mpSound.release();
    if (afListenerMusic != null)
      audioManager.abandonAudioFocus(afListenerMusic);
    if (afListenerSound != null)
      audioManager.abandonAudioFocus(afListenerSound);
  }

  class AFListener implements OnAudioFocusChangeListener {

    String label = "";
    MediaPlayer mp;

    public AFListener(MediaPlayer mp, String label) {
      this.label = label;
      this.mp = mp;
    }

    @Override
    public void onAudioFocusChange(int focusChange) {
      String event = "";
      switch (focusChange) {
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS";
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT";
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK";
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN:
        event = "AUDIOFOCUS_GAIN";
        break;
      }
      Log.d(LOG_TAG, label + " onAudioFocusChange: " + event);
    }
  }
}

В onCreate мы просто получаем AudioManager. Именно через него мы будем запрашивать фокус.

onClickMusic срабатывает при нажатии кнопки Music. Здесь мы создаем MediaPlayer и даем ему путь к файлу с музыкой. Методом setOnCompletionListener устанавливаем Activity, как получателя уведомления о окончании воспроизведения. Далее идет работа с фокусом. afListenerMusic – это слушатель (реализующий интерфейс OnAudioFocusChangeListener), который будет получать сообщения о потере/восстановлении фокуса. Он является экземпляром класса AFListener, который мы рассмотрим чуть дальше.

Фокус запрашивается с помощью метода requestAudioFocus. На вход необходимо передать:
- слушателя, который будет получать сообщения о фокусе
- тип потока
- тип фокуса

Тип фокуса говорит о том, насколько долго приложение собирается воспроизводить свой звук и насколько важно, чтобы другое приложение при этом замолчало. Всего есть три типа фокуса:
AUDIOFOCUS_GAIN – приложение дает понять, что оно собирается долго воспроизводить свой звук, и текущее воспроизведение должно приостановиться на это время
AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT – воспроизведение будет коротким, и текущее воспроизведение должно приостановиться на это время
AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT_MAY_DUCK – воспроизведение будет коротким, но текущее воспроизведение может просто на это время убавить звук и продолжать играть

Итак, мы запрашиваем фокус и говорим, что это надолго - AUDIOFOCUS_GAIN. Метод requestAudioFocus возвращает статус:
AUDIOFOCUS_REQUEST_FAILED = 0 – фокус не получен
AUDIOFOCUS_REQUEST_GRANTED = 1 – фокус получен

После того, как получили фокус, стартуем воспроизведение.

 

Метод onClickSound срабатывает при нажатии на любую из трех кнопок Sound. Здесь мы определяем, какая из трех кнопок была нажата. Тем самым мы в переменную durationHint пишем тип аудио-фокуса, который будем запрашивать. Далее создаем MediaPlayer, который будет воспроизводить наш звук взрыва из папки raw. Присваиваем ему слушателя окончания воспроизведения. Запрашиваем фокус с типом, который определили выше. Стартуем воспроизведение.

 

Метод onCompletion, срабатывает по окончании воспроизведения. Мы определяем, какой именно MediaPlayer закончил играть и методом abandonAudioFocus сообщаем системе, что больше не претендуем на аудио-фокус. На вход методу передаем того же слушателя, который давали при запросе фокуса.

В onDestroy освобождаем ресурсы и отпускаем фокус.

 

Класс AFListener реализует интерфейс OnAudioFocusChangeListener и является получателем сообщений о потере/восстановлении фокуса. При создании мы даем ему соответствующий MediaPlayer (позже станет понятно зачем) и текст, который нам понадобится для логов.

Метод onAudioFocusChange получает на вход статус фокуса этого приложения. Тут 4 варианта:
AUDIOFOCUS_LOSS – фокус потерян в результате того, что другое приложение запросило фокус AUDIOFOCUS_GAIN. Т.е. нам дают понять, что другое приложение собирается воспроизводить что-то долгое и просит нас пока приостановить наше воспроизведение.
AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT - фокус потерян в результате того, что другое приложение запросило фокус AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT. Нам дают понять, что другое приложение собирается воспроизводить что-то небольшое и просит нас пока приостановить наше воспроизведение
AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK - фокус потерян в результате того, что другое приложение запросило фокус AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT_MAY_DUCK. Нам дают понять, что другое приложение собирается воспроизводить что-то небольшое, и мы можем просто убавить звук, не приостанавливая воспроизведение
AUDIOFOCUS_GAIN – другое приложение закончило воспроизведение, звук снова наш

Пока что мы просто будем выводить в лог всю эту информацию, чтобы увидеть схему взаимодействия двух приложений с аудио-фокусом.

 

Все сохраним и запустим приложение. Жмем Music, воспроизведение музыки началось. В логах видим.

Music request focus, result: 1

Т.е. музыка запросила фокус и получила его (статус = 1).

 

 

Жмем Sound G, чтобы воспроизвести звук взрыва и запросить фокус AUDIOFOCUS_GAIN.

Sound request focus, result: 1

Music onAudioFocusChange: AUDIOFOCUS_LOSS

Фокус запрошен и получен взрывом. А музыка получила уведомление о том, что фокус она потеряла (AUDIOFOCUS_LOSS).

 

Слышим звук взрыва. После того как звук взрыва закончился:

Sound: abandon focus

Music onAudioFocusChange: AUDIOFOCUS_GAIN

Срабатывает метод onCompletion, в котором взрыв отдает фокус (abandon focus). И, следовательно, музыка получает сообщение о том, что фокус снова ее (AUDIOFOCUS_GAIN).

 

Если дождаться, когда закончится музыка увидим такое сообщение.

Music: abandon focus

Музыка отдала фокус.

 

Как вы заметили, музыка все это время играла и никуда не делась. То, что она теряла фокус – не означает автоматически, что она остановится. Повторюсь, фокус – это только уведомление. А как приложение отреагирует на это уведомление – решать вам, как разработчику.

 

Кнопки Sound GT и Sound GTD срабатывают аналогично, я уже не буду их нажимать. Отличие будет в том, что взрыв будет запрашивать фокусы соответственно AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT и AUDIOFOCUS_GAIN_TRANSIENT_MAY_DUCK. А музыка будет получать статусы AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT и AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK.

 

Т.е. мы увидели как одно приложение запрашивает определенный тип фокуса, а другое приложение видит этот тип и должно принимать соответствующие меры. Кстати о мерах. Давайте кроме логов реализуем и эти меры.

Перепишем метод onAudioFocusChange класса AFListener:

public void onAudioFocusChange(int focusChange) {
      String event = "";
      switch (focusChange) {
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS";
        mp.pause();
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT";
        mp.pause();
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK:
        event = "AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK";
        mp.setVolume(0.5f, 0.5f);
        break;
      case AudioManager.AUDIOFOCUS_GAIN:
        event = "AUDIOFOCUS_GAIN";
        if (!mp.isPlaying())
          mp.start();
        mp.setVolume(1.0f, 1.0f);
        break;
      }
      Log.d(LOG_TAG, label + " onAudioFocusChange: " + event);
    }

При потерях фокуса AUDIOFOCUS_LOSS и AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT ставим паузу. А при AUDIOFOCUS_LOSS_TRANSIENT_CAN_DUCK – просто уменьшаем громкость. При получении же фокуса (AUDIOFOCUS_GAIN)  возобновляем воспроизведение, если оно было приостановлено, и ставим громкость на максимум.

Я выбрал самые простые меры, чтобы не усложнять урок. Но их можно улучшить. Например, при потере фокуса надолго (AUDIOFOCUS_LOSS) можно освобождать ресурсы, и снова создавать MediaPlayer при получении фокуса. Либо можно вообще полностью отдать фокус (abandon), и тогда пользователю надо будет явно вернуться в ваше приложение, чтобы возобновить воспроизведение. 

 

Когда вы запрашиваете фокус, метод requestFocus возвращает вам ответ, получилось захватить фокус или нет. Хелп рекомендует учитывать этот параметр и стартовать воспроизведение только при положительном результате (AUDIOFOCUS_REQUEST_GRANTED). Я, правда, не знаю как тут можно получить отрицательный результат. Если у кого есть соображения на этот счет – пишите на форуме.

 

На следующем уроке:

- пишем звук с помощью MediaRecorder


Присоединяйтесь к нам в Telegram:

- в канале StartAndroid публикуются ссылки на новые статьи с сайта startandroid.ru и интересные материалы с хабра, medium.com и т.п.

- в чатах решаем возникающие вопросы и проблемы по различным темам: Android, Kotlin, RxJava, Dagger, Тестирование



Похожие статьи


Последние статьи



Language

Система Orphus

Социальные сети

 

Telegram канал



Android чат в Telegram



Группа ВКонтакте



Страница в Facebook

Поддержка проекта

Яндекс
410011180491924

WebMoney
R248743991365
Z551306702056

Paypal

Яндекс.Метрика